Гонение Валериана на христиан. Рождение святого Николая. Его жизнь до выступления на общественное служение.

    Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил святитель и угодник Божий Николай, архиепископ Мирликийский. Великого чудотворца чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность в вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им до сих пор по молитве всех, прибегающих к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

    Промыслу Божиему угодно было послать на землю святителя Николая в трудные для христианства времена. Он родился в 3 веке по Рождеству Христову, в пору острой борьбы христианства и язычества, когда должен был решиться вопрос — Христова ли вера заменит язычество или же язычество останется несокрушимым и навсегда подавит христианство. Вера, основанная на божественном учении Иисуса Христа и Его святых Апостолов, несомненно превосходила уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой. Ревностные язычники — римские императоры, считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан — самыми опасными ее врагами, жестоко преследовали их, заставляли отречься от Христа, поклоняться идолам и изображению кесаря, воскурять пред ними фимиам. Сохранявших веру христиан заключали в темницы и подвергали мучительным пыткам. Если же и после истязаний христиане оставались непоколебимы в своей вере, их предавали не менее мучительной смерти — топили в реках, бросали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Особенно свирепствовал император Валериан. В 258 году по Рождеству Христову он издал эдикт, который предписывал ужасные меры по отношению к христианам. Епископы, пресвитеры и дьяконы умертвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своего имущества, а если и тогда оставались христианами, то предавались казни; знатных женщин отправляли в ссылку; всех прочих христиан, закованными в цепи, отправляли на каторжные работы.

    Но все усилия духа злобы поколебать Церковь Христову, которую, по слову ее Божественного Основателя, никогда не в силах будут поколебать врата ада, оказались тщетными. В то самое время как лилась мученическая кровь пастырей Церкви, Господу угодно было даровать ей нового ревностного защитника и поборника веры Христовой, святителя Николая. Церковь достойно именует его чудотворцем предивным, незаходимой звездой пресветлого Солнца, Божественным проповедником, человеком Божиим, сосудом избранным, предстателем и утешителем всех скорбящих.

    Родители святого Николая Чудотворца — Феофан и Нонна — жили в городе Патаре, в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Они происходили из благородного рода, были весьма зажиточны и, как благочестивые христиане, отличались праведной жизнью, милосердием к бедным и усердием к Богу. Господу угодно было послать им, подобно Захарии и Елизавете — родителям Иоанна Крестителя — и многим другим ветхозаветным праведникам, тяжелое испытание: они не имели детей. Они не переставали усердно молиться Господу о даровании им сына, причем дали обет посвятить его на служение Господу. Усердная молитва Феофана и Нонны была услышана. Нонна родила сына, которого нарекли христианском именем Николай, что значит победитель народа. Самим именем, данным при крещении великому угоднику Божиему, указывалось на то, что в своей жизни ему придется победить много людской злобы. Родив святого Николая, Нонна больше не рожала детей.

    В первые же дни своего младенчества святой Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время совершения над ним Таинства Святого Крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели три часа. Этим великий младенец, по словам святителя Дмитрия Ростовского, предзнаменовал свою будущую веру в Святую Троицу, которою он ревностно защищал в продолжение своей святой жизни. При кормлении грудью, по преданию, он принимал молоко только из правой груди своей матери, а по средам и пятницам воздерживался даже и от этой пищи и вкушал ее только однажды, по совершении обычного для древних христиан правила. Такое необычное поведение святого Николая в детстве показывало его родителям, что из него выйдет великий угодник Божий. Поэтому они обратили особенное внимание на его воспитание и, будучи благочестивыми христианами, и сыну своему прежде всего постарались внушить истины христианства и направить его на праведную жизнь. Старания родителей увенчались успехом. Доброе семя, которое они посеяли в душу своего сына, пало на плодородную почву и принесло обильные плоды. Благодаря богатым природным дарованиям отрок, руководимый Святым Духом, в скором времени постиг книжную мудрость, насколько она необходима была, по словам святого Димитрия Ростовского, «доброму кормчему Христова корабля и искусному пастырю словесных овец».

    Успевая в книжном познании, отрок Николай столько же успевал и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые разговоры сверстников. Сторонясь суетных и греховных развлечений, Николай отличался примерным целомудрием, был далек нечистых помыслов о женщинах; как строгий подвижник, не говорил с ними, старался не глядеть им в лицо, избегал самого их общества. Он твердо памятовал слова Спасителя о том, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. Почти все время юный Николай проводил в чтении Священного Писания, подвигах поста и молитвы, уже в юности приготовляя из себя храм Божий. К храму Божиему святой Николай питал особую любовь и проводил там иногда целые дни и ночи в чтении божественных книг и богомысленной молитве.

    Уже в юности святой Николай достиг такого успеха в добродетельной жизни, что его не беспокоили никакие свойственные этому возрасту греховные страсти: казалось, это был не юноша, а старец, отрешившийся от всего земного и всецело посвятивший себя служению Богу.

Просмотров — (25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *