Исповедничество святителя Николая в гонение Диоклетиана

    После продолжительного периода спокойствия, в котором пребывала Церковь Христова, начались очередные гонения. Часто сменявшие друг друга преемники Валериана, притеснявшего христиан в середине III века, были озабочены сохранением своей непрочной власти и войной с варварами, нападавшими на Римскую империю. Им и думать некогда было о гонении на христиан. Только император Аврелиан (270-275), одолев внешних и внутренних врагов, «готов был воздвигнуть на нас гонение, — пишет Евсевий, епископ Кесарийский. Но едва задумал он и только что хотел подписать против нас указ, как постиг его суд Божий». Диоклетиан, достигший верховной власти после кратковременных Аврелиановых преемников – Тацита (275), Флориана (276), Прова (276-282) и Кара (282-283), — и в первую половину своего царствования (285-304) занимался созданием великой империи и не только оставил в покое Вселенскую Церковь, но даже видимо благоволил к христианам. Те начали занимать должности высших сановников империи и добросовестным исполнением своих обязанностей и преданностью правителю еще более укрепляли благосклонное отношение Диоктлетиана к христианам. Пользуясь расположенностью императора и его высших сановников, церковные предстоятели ревностно заботились о привлечении заблуждающихся язычников в лоно истинной Церкви, возводили величественные храмы. Столь быстрое распространение христианства так раздражало закоренелых язычников, что они любой ценой решили покончить с ним. Орудием своей цели они избрали соправителя Диоклетиана – Галерия, «имевшего все пороки и все страсти язычества». Галерий просьбами и ложными наветами склонил старого Диоклетиана сначала к удалению христиан от двора и армии, потом – к лишению их государственных должностей, к разрушению церквей и, наконец, — к повсеместному открытому и ожесточенному преследованию Христова учения. Издавались императорские указы о разрушении христианских церквей «сверху донизу»; Божественные и богослужебные книги сжигали на площадях; епископов заключали в темницы и предавали пыткам; всех христиан без исключения подвергали всевозможным обидам и мучениям. В самых обыкновенных житейских делах они встречали не судей, защитников своей невиновности, а остервенелых врагов. По словам египетского епископа-мученика Филеаса, оскорблять христиан дозволялось по всякому: их били палками, розгами, бичами, плетьми, кнутами. Христианская кровь лилась рекой; скрыться же гонимые не могли, если бы и хотели: в империи не было места, где не действовали бы эти ужасные указы.

    Гонение, начавшееся в Никомидии (там в день Пасхи в храме было сожжено 20 тысяч христиан) пронеслось смертоносной бурей по многим областям и дошло до Мирликийской Церкви, предстоятелем в которой в то время был святой Николай. Ликийский архипастырь с неустрашимостью поддерживал и укреплял в вере свою паству, открыто проповедуя имя Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими другими христианами был заключен в темницу. Здесь он провел немало времени, без ропота перенося голод, жажду, темноту, не допуская даже мысли об отречении от Иисуса Христа. В заключении святитель не переставал заботится о заключенных вместе с ним христианах. Голодных он питал словом Божиим, жаждущих поил водами благочестия. Благодаря его поддержке многие из заключенных остались твердыми в Христовой вере до конца. Таковы сподвижники святого Николая и по церковному управлению и по темничному заключению – Крискент, Диоскорид и Никокл. По словам святого Андрея Критского, они «воодушевлением и ревностью святителя Николая соплели себе мученический венец». Сам же святитель Христов был сохранен во время Диоклетианова гонения: жизнь его нужна была для дальнейшего прославления имени Божия. А вскоре Диоклетиан отказался от престола. Его сменил Галерий.

    В 311 году, мучимый страшной болезнью, посланной ему Господом в наказание за жестокость и распутную жизнь, Галерий открыто «оказал свое снисхождение», позволяя христианам открыто исповедовать веру и даже «строить дома для своих собраний», чтобы там молить Бога о здравии бывшего своего гонителя. Повинуясь указу, градоправители освобождали заключенных из темницы. По свидетельству очевидца тех событий, Евсевия, «вслед за таким событием, вдруг, как бы из недр ночного мрака, воссиял некий свет: в каждом городе стали появляться церковные общества, многочисленные стечения христиан и вместе с тем обычные собрания для богослужения. Каждый из неверующих немало поражен был этим, дивился такому обороту дел и Бога христианского провозглашал великим и единым истинным».

    По освобождении из темницы святой Николай, «мученик изволением» и «без крови венечник», снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался выполнению своих высоких обязанностей. Страшное гонение дало Церкви множество мучеников и исповедников, но урон, понесенный Церковью был огромен. Вот почему святой Николай кроме своих обычных трудов и забот должен был понести и новые подвиги. Как другим тогдашним пастырям, без сомнения, и ему приходилось возобновлять старые или строить новые церкви, восстанавливать нарушенных порядок церковного богослужения и благочиния, допускать к покаянию тех, кто во время гонения ослабел в вере и отдалился от Христа, после же гонений спешил исцелиться, ревностно прося спасающей десницы у сильнейших; принимать и покоить «благородных поборников богопочтения», избавленных от страданий; а также оглашать и приготовлять к крещению тех язычников, которые обращались ко Христу, тронутые торжественно-умилительной радостью Христовой Церкви.

    Эта радость омрачилась было враждебным отношением к Церкви преемника Галерия, Максимина Даки (311-313). Но скоро Максимин был низвергнут Ликинием. Однако восточные христиане все же подверглись непродолжительному преследованию. Победитель Максимина и соправитель Констанстина Ликиний, вместе с последним издавший Миланские указы (312-313), благоприятные для Церкви, неожиданно стал теснить и преследовать христиан. В Мирах, как и на всем православном Востоке, подвластном Ликинию, гонения эти были весьма заметны, и добрый пастырь Николай опять готов был положить душу за свою теснимую паству. По милости Божией это продолжалось недолго: побежденный Константином (323), гонитель вскоре лишился власти и жизни. По низложении Ликиния победоносный Константин, посетив Восточные области, смягчил участь безвинных страдальцев-христиан. Он вернул домой изгнанников, освободил осужденных на каторжные работы, восстановил исповедников в гражданских и военных правах; имения же замученных христиан отдал их наследникам или, за неимением таковых, Церкви. Всех, так или иначе пострадавших в пору гонения, он вознаградил с царской щедростью.

    Не довольствуясь этим, император разослал ко всем Восточным правителям «поучение об идолопоклонническом заблуждении», а предстоятелям церквей в каждой провинции писал, чтобы они усердно занимались созиданием новых храмов или восстановлением разрушенных, и тут же уполномочил их: «в чем встретится надобность, требовать содействия от правителей», а тем предписал со всем усердием исполнять высказываемые требования.

    Все распоряжения императора, по свидетельству его современника, епископа Кесарийского Евсевия, исполнялись «с великой скоростью». Таким образом предстоятели Восточных Церквей – и в из числе святой Николай – получили полную свободу молиться о славе Божией и о спасении ближних. 

Просмотров — (25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *