Поставление святого Николая в архиепископы Мирликийские

    Господь Бог, не допустивший, чтобы святой Николай безвестно оставался в Палестинской пустыне, не пожелал, чтобы такое сокровище веры и благочестия, каким был угодник Божий, скрывалось и в тесной монашеской келье. Наступило время, когда святой Николай должен был выступить верховным главой Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом Евангельского учения и добродетельной жизни.

    Однажды, когда святой Николай молился в уединении, он услышал: «Николай! Ты должен выступить на служение народу, если желаешь получить венец от Меня». Священный ужас объял его при этих словах; вместе с тем он недоумевал, что именно повелевает ему совершить чудный голос. Тогда тот же голос сказал: «Николай! Эта обитель не та нива, на которой ты можешь принести ожидаемый Мною от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир к людям, чтобы прославить в тебе имя Мое».

    Тут святой Николай понял, что это голос Самого Спасителя, Который повелевает ему оставить обитель и идти в мир для прославления имени Божиего верой и добрыми делами. Всегда послушный воле Божией, он немедленно покинул тихую обитель.

    Ведомый Промыслом Божиим, святой Николай избрал местом своего жительства не родной город Патары, где его все знали и за его святость стали бы воздавать ему особое почтение, а большой город Миры, столицу и метрополию Ликии, где, никем не знаемый, он скорее мог избегнуть мирской славы. Здесь он жил как нищий, посещая все церковные службы. Насколько угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и превозносящий смиренных, возвысил его.

    Во время пребывания святого Николая в столице в Мирах скончался архиепископ Ликийской страны Иоанн. В Миры собрались все Ликийские епископы для избрания нового архиепископа. На эту высокую должность было предложено много умных и честных имен, но общего согласия в избрании одного из них не последовало. Не придя к согласию, епископы решили, что такое важное дело, как избрание архиепископа, всецело должно зависеть от изволения Божия, и потому обратились к Христу с усердной молитвой, прося указать им то лицо, которое наиболее достойно занять Мирскую архиепископию.

    Господь исполнил просьбу епископов. Во время горячей молитвы одному из старейших явился муж, окруженный светом и приказал этой ночью встать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом. Вместе с тем было названо имя избранника Божия – Николай. Получив Божественное откровение, старец-архиерей по наступлении ночи встал в притворе храма, ожидая прихода избранника Господа Всевышнего. Наступила Утреня, и святой Николай по обыкновению раньше всех пришел в церковь. Епископ попросил его назвать себя. Святой Николай, изумленный таким вопросом старейшего из епископов, ответил не сразу. Когда же архиерей спросил его еще раз, он тихо ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоей, владыка!»

    Епископ, убедившись, что перед ним избранник Божий, который должен занять Мирскую архиепископскую кафедру, взял его за руку и привел на собор епископов. Те с радостью приняли его.

    Весть о чудесном избрании архиепископа разнеслась по всему городу, и церковь наполнилась народом, желавшим видеть избранника Божия. Епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем присутствующим со словами: «Примите, братья, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому Он поручил управление вашими душами. Не человеческий собор, а суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого желали; обрели и приняли кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда». Слыша эти слова и видя избранника Божия, народ горячо благодарил Господа за Его чудесную помощь.

    Святитель же Николай, узнав о высоком сане, в который его хотят возвести, поначалу долго отказывался. Наконец, уступив неотступным просьбам епископов и народа, согласился на принятие архиепископского сана.

    Собор епископов рукоположил святого Николая в архиепископа Мирликийской Церкви.

    При вступлении в управление Мирликийской архиепископией святой Николай сказал себе: «Твой сан и твое место требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, но для других». Как сказал, так и вышло. Он был кроток и незлобен сердцем, смирен духом, чужд всякой надменности и своекорыстия. Несмотря на высокий сан, в жизни святой Николай по-прежнему соблюдал строгую умеренность и простоту: он всегда носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Весь день великий архипастырь проводил в делах милосердия и пастырских трудах. Двери его дома были открыты для каждого, и каждого принимал он с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. В этих многотрудных делах ему усердно помогали два священника – Павел Родийский и Феодор Аскалонит, «мужи, известные всем грекам добродетельной жизнью и просвещением».

    Церковь Ликийская процветала.

Просмотров — (69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *